ИСКУССТВО И МОДА
Черное и белое. Стиль антиутопий
Цвет как метафора трансформаций героев в антиутопиях нового времени. От черного к белому через несколько ярких акцентов. Разбираемся, что несёт в себе монохромный образ в жизни и в кино
Антиутопия как литературный жанр родился больше века назад вместе с фантастикой. В кинематографе этот жанр заявил о себе с выходом фильма «Метрополис» Фрица Ланга в 1927 года, который до сих пор считается выдающимся кино, надолго опередившим своё время.
Идейная канва сюжетов мало изменилась за это время, но стилевое оформление фильмов меняется и в то же время остается узнаваемым. Обычно это монохромные оттенки черного, как способ донести жизнь общества в жёстких рамках режима, и редкие всполохи цвета, если герой или героиня делают попытки выйти за узкий круг привычного мировосприятия.

Всё познаётся в сравнении. Меня привлекли два фильма на эту тему с сильной работой художников по костюмам. Это «Равные» 2015 года и «Эквилибриум» 2002.
Главный бонус - позволить себе чувствовать, приводит их к совершенно новому Я и это выражается в их стилевых образах, напрямую связанными с внутренними изменениями.
Между ними тринадцать лет разницы и вполне очевидно, что первый принадлежит двухтысячным, второй - ближе к девяностым. Напомню, что оба повествуют об обществах без права на чувства и эмоции. В «Равных» они приравнены к смертельному заболеванию, в «Эквилибриуме» - к тяжкому преступлению. Истории героев начинаются одинаково, они ничего не чувствуют, поэтому живут спокойно, пока что-то пойдёт не так в их системе восприятия. В одном случае ген дает сбой, в другом главный герой перестаёт принимать обычную дозу лекарств, что приводит к новым чувствам и ощущениям. За этим следует борьба за выживание и борьба за право чувствовать и жить эмоционально. Проходя через череду испытаний, сомнений и страхов, меняются сами герои, меняется их внешний облик. Следить за этим не менее увлекательно, чем за развитием сюжетов.
Главный бонус - позволить себе чувствовать, приводит их к совершенно новому Я и это выражается в их стилевых образах, напрямую связанными с внутренними изменениями.

"Эквилибриум"
Режиссер Курт Уиммер (Kurt Wimmer), США, 2002
В начале испытаний главный герой в черном, что является признаком высшей касты среди серо-бежевой толпы. Для зрителя очевидно, что это общество, направленное на силовое подавление сопротивления. Сами костюмы героев выполнены по типу шинели и бушлатов. Чёрные перчатки, зачесанные назад волосы дополняют образ людей-машин.

Что же происходит, когда герои встречают препятствия на своём пути и отстаивают право быть собой? Вначале рядом с ними возникают новые герои как маячки будущих трансформаций, затем, происходят изменения во внешнем облике.
Героиня, указавшая путь изменений, предстает сначала в бархатном платье, затем в светло-кремовом и, наконец, в финальной сцене в красном, словно предрекая кровавый исход событий.
Тогда и только тогда внутренний мир героя содрогнется, поменяв его костюм и всё вокруг с чёрного на белое.
Гнев и ярость, как первичные эмоции вырвутся наружу, защищая то сокровенное, что почувствовал он по отношению к ней.
"Равные"
Режиссер Дрейк Доримус (Drake Doremus), США, 2016
В начале испытаний главный герой в черном, что является признаком высшей касты среди серо-бежевой толпы. Для зрителя очевидно, что это общество, направленное на силовое подавление сопротивления. Сами костюмы героев выполнены по типу шинели и бушлатов. Чёрные перчатки, зачесанные назад волосы дополняют образ людей-машин.

"Равные",
Кирстен Стюарт в роли Ниа
В "Равных" изменения во внешнем облике героев не столь кардинальны, но они мягко дают понять зрителю, что даже цветовые оттенки и фактура ткани способны выразить внутреннее состояние очень выразительно.
От строгих форм костюмов к мятой футболке, от белого к серому. На нюансах и намеках нам показано как герои избавляются от форм, навязанных обществом, культурой, воспитанием к себе настоящим: ранимым, нелепым, испуганным и всё так же жаждущим любви и понимания.
"Равные",
Кирстен Стюарт в роли Ниа
За цветовыми изменениями последуют изменения внутренние. И кто знает, на пороге каких открытий вы окажетесь.
А ведь, казалось бы, монохромная палитра серого, что может быть скучнее и привычнее. Эти оттенки окружают нас большую часть года и времени суток. Когда серым выглядит толпа и небо, смешиваясь друг с другом, мы чувствуем однообразие в которой скрывается подавленность и депрессия. Мы становимся частью реальной антиутопии. Однако, глаз выделит цветовые пятна, поэтому если добавить яркий мазок в повседневный образ или привычный интерьер или привычное восприятие, может поменяться многое. За цветовыми изменениями последуют изменения внутренние. И кто знает, на пороге каких открытий вы окажетесь.